Рулевой механизм
Автомобили без усилителя рулевого управления |
|
Рулевой механизм автомобилей без усилителя рулевого управления показан на рисунок 5.30, рулевой механизм в сборе (без усилителя) – на рисунок 5.31. |
Снятие |
Установите автомобиль на подъемник. |
Поднимите автомобиль. |
Отсоедините передний глушитель. |
Снимите передние колеса. |
Выбейте контровочный шплинт гайки и съемником выпрессуйте палец шарового шарнира наконечника рулевой тяги из поворотного кулака. |
В салоне отсоедините вал рулевого управления от рулевого механизма. |
|
Отверните болты крепления заднего кронштейна подвески коробки передач (рисунок 5.32). |
|
Установите под подрамник домкрат для коробок передач и отверните четыре болта крепления подрамника (рисунок 5.33). |
Проверка технического состояния и регулировка |
|
Отверните болт крепления рулевого механизма и снимите хомут крепления (рисунок 5.34). |
|
Снимите рулевой механизм в сборе с тягами, протягивая его к правой стороне автомобиля (рисунок 5.35). |
Зажмите рулевой механизм в тиски с латунными или алюминиевыми накладками. |
|
|
Проверьте момент вращения приводной шестерни (рисунок 5.37), вращая ее со скоростью один оборот примерно за 4–6 с. |
Момент вращения 0,6–1,3 Н·м. |
|
Если момент вращения не соответствует норме, отрегулируйте упор рейки, затем снова проверьте момент вращения. |
Если регулировкой упора рейки нужный момент получить не удается, проверьте детали упора рейки и при необходимости замените их. |
Несколько раз резко поверните рулевую тягу. |
С помощью пружинных весов измерьте момент сопротивления проворачиванию рулевой тяги. Он должен быть равен 8–22 Н·м. |
Если полученное значение превышает норму, замените рулевую тягу. |
|
Проверьте защитные чехлы на наличие повреждений и ухудшение свойства материала. |
Убедитесь в правильности установки чехлов. |
Неисправные чехлы замените новыми. |
Разборка |
|
Снимите наконечник рулевой тяги (рисунок 5.38). |
Зажмите наконечник рулевой тяги в тиски и снимите защитный чехол шарового шарнира. |
|
Снимите хомут крепления защитного чехла рейки (рисунок 5.39). |
|
Снимите зажим крепления чехла рейки (рисунок 5.40). |
Снимите чехол рейки, сдвинув его на рулевую тягу. |
|
Зубилом отогните стопорную шайбу крепления рулевой тяги к рейке. |
|
Отверните контргайку регулировочного винта упора рейки (рисунок 5.41). |
|
Отверните регулировочный винт упора рейки торцовым ключом на 14 мм (рисунок 5.42). |
|
Отверните контргайку, снимите пружину упора, упор рейки (рисунок 5.43) и вкладыш. |
|
До упора сместите рейку внутрь картера рулевого механизма и зажмите картер на уровне зубчатой части рейки в тиски с латунными губками. Отверните внутренний шаровой шарнир рулевой тяги и отсоедините тягу от рейки (рисунок 5.44). |
Выньте рейку из картера рулевого механизма. |
|
Сборка |
Нанесите на рейку смазку указанной марки, вставьте рейку в картер рулевого механизма, установите в картер приводную шестерню. |
Вставляйте рейку в картер с левой стороны. |
При установке приводной шестерни введите ее в зацепление с рейкой. |
Удалите излишек смазки. |
Перед установкой сальника рулевого механизма нанесите на него смазку. |
|
Установите упор рейки, пружину упора, регулировочный винт упора и заверните контр-гайку. |
Затяните регулировочный винт упора рейки моментом 11 Н·м, затем отверните его на угол 30–60°. Затяните контргайку регулировочного винта. |
|
|
Присоедините рулевую тягу к рейке и законтрите ее кернением (рисунок 5.46). |
Установите на место чехол рейки и закрепите его хомутом и зажимом. |
Зажмите наконечник рулевой тяги в тиски и установите защитный чехол шарового шарнира. |
Установите наконечник на рулевую тягу. |
Установка |
Установите рулевой механизм через правую сторону автомобиля. |
Закрепите рулевой механизм на подрамнике. |
Поднимите подрамник домкратом и закрепите его на кузове. |
Закрепите задний кронштейн подвески коробки передач. Присоедините наконечники рулевых тяг к поворотным кулакам. |
Установите на место передний глушитель. |
Опустите автомобиль. |
Установите передние колеса. |
В салоне присоедините вал рулевого управления к рулевому механизму. |
Автомобили с гидроусилителем рулевого управления |
|
|
Рулевой механизм автомобилей с гидроусилителем рулевого управления показан на рисунок 5.47, рулевой механизм в сборе (автомобили с гидроусилителем рулевого управления) показан на рисунок 5.48. |
Снятие |
Установите автомобиль на подъемник. |
Слейте рабочую жидкость из системы гидроусилителя. |
Снимите передние колеса. |
Выбейте контровочный шплинт гайки и с помощью приспособления выпрессуйте шаровой шарнир наконечника рулевой тяги из поворотного кулака. |
В салоне отсоедините вал рулевого управления от рулевого механизма. |
Поднимите автомобиль. |
Снимите хомут крепления шланга высокого давления и отверните болт хомута крепления сливного шланга системы гидроусилителя. |
Отсоедините передний глушитель. |
Отверните болты крепления заднего кронштейна подвески коробки передач. |
Отверните болт крепления рулевого механизма и снимите хомут крепления. |
Установите под подрамник домкрат для коробок передач и отверните четыре болта крепления подрамника. |
Отсоедините от рулевого механизма штуцера трубопровода высокого давления и сливного трубопровода. |
Снимите рулевой механизм в сборе с тягами, протянув его к правой стороне автомобиля. |
Проверка технического состояния и регулировка |
Отверните болт крепления рулевого механизма и снимите хомут крепления. |
Снимите рулевой механизм в сборе с тягами, протягивая его к правой стороне автомобиля. |
Зажмите рулевой механизм в тисках с латунными или алюминиевыми накладками. |
|
|
Если момент вращения не соответствует норме, отрегулируйте упор рейки, затем снова проверьте момент вращения. |
Если регулировкой упора рейки нужный момент получить не удается, проверьте детали упора рейки и при необходимости замените их. |
Несколько раз резко поверните рулевую тягу. |
С помощью пружинных весов измерьте момент сопротивления проворачиванию рулевой тяги, он должен быть равен 8–22 Н·м. |
|
Если полученное значение превышает норму, замените рулевую тягу. |
Проверьте защитные чехлы на наличие повреждений и ухудшение свойств материала. |
Убедитесь в правильности установки чехлов. |
Неисправные чехлы замените новыми. |
Разборка |
Снимите наконечник рулевой тяги. |
Зажмите наконечник рулевой тяги в тиски и снимите защитный чехол шарового шарнира. |
|
Снимите хомут крепления защитного чехла рейки (рисунок 5.49). |
|
Снимите чехол рейки, сдвинув его на рулевую тягу. |
Медленно выдвигая рейку, слейте рабочую жидкость из картера рулевого механизма. |
Зубилом отогните стопорную шайбу крепления рулевой тяги к рейке. |
Отсоедините рулевую тягу от рейки. |
|
Отверните контргайку регулировочного винта упора рейки. |
Отверните упор торцовым ключом «на 14». |
Отверните контргайку, выньте из рулевого механизма регулировочный винт упора рейки, пружину упора, упор рейки и вкладыш. |
Отсоедините питающий трубопровод от картера рулевого механизма. |
|
Снимите корпус распределителя, отвернув болты (рисунок 5.50). |
Когда конец стопорного кольца выйдет из отверстия с пазом, поверните стопор рейки против часовой стрелки и снимите стопорное кольцо. |
|
Выньте втулку рейки и рейку из картера рулевого механизма. |
|
Выньте из картера уплотнительное кольцо (рисунок 5.52). |
Выньте сальник из втулки рейки. |
|
Выбейте распределитель из корпуса распределителя молотком с мягким бойком (рисунок 5.53). |
Выньте из корпуса распределителя сальник и шариковый подшипник. |
Выньте сальник и уплотнительное кольцо из картера рулевого механизма. |
|
|
С помощью специального приспособления выньте сальник и шариковый подшипник из корпуса распределителя (рисунок 5.54). |
Проверка технического состояния |
1. Рейка. |
Проверьте зубья рейки на наличие повреждений и износа. |
Проверьте поверхность контакта с сальником на наличие повреждений. |
Проверьте рейку на наличие погнутости или скручивания. |
Проверьте кольцо сальника на наличие повреждений или износа. |
Проверьте сальник на наличие повреждений или износа. |
2. Приводная шестерня и распределитель. |
|
Проверьте зубья приводной шестерни (рисунок 5.55) на наличие повреждений или износа. |
Проверьте поверхность контакта с сальником на наличие повреждений. |
Проверьте кольцо сальника на наличие повреждений или износа. |
Проверьте сальник на наличие повреждений или износа. |
3. Подшипник. |
Проверьте подшипник на наличие заеданий или повышенного шума при вращении. |
Убедитесь в отсутствии чрезмерного зазора в подшипнике. |
Убедитесь в наличии всех иголок подшипника. |
Проверьте зеркало цилиндра картера рулевого механизма на наличие повреждений и защитные чехлы на наличие повреждений, трещин или старения. |
Сборка |
Смажьте рабочей жидкостью PSF-3 всю поверхность сальника рейки. |
|
Установите сальник в картер рулевого механизма в положении, показанном на рисунок 5.56. |
Нанесите рабочую жидкость PSF-3 на всю поверхность втулки сальника рейки. |
Установите сальник во втулку рейки. |
Нанесите рабочую жидкость на всю поверхность уплотнительного кольца и установите кольцо во втулку рейки. |
Нанесите на зубья рейки универсальную смазку SAE J310a, NLGI #2 ЕР. |
|
|
Вставьте рейку в картер рулевого механизма, вставьте втулку рейки и сместите ее внутрь до совмещения с пазом картера, после чего закрепите втулку (рисунок 5.57). |
С помощью специального приспособления установите сальник и шариковый подшипник в корпус распределителя. |
Установите распределитель в картер рулевого механизма, для чего нанесите на распределитель рабочую жидкость и смазку. |
Нанесите на сальник рабочую жидкость, установите его в картер рулевого механизма и закрепите распределитель и уплотнительное кольцо в картере. |
Присоедините рулевую тягу и законтрите ее кернением с помощью зубила. |
Установите вкладыш, упор рейки, пружину упора в показанном на рисунке порядке. Пе-ред установкой нанесите герметик на резьбу регулировочного винта упора рейки. |
При среднем положении рейки заверните регулировочный винт упора рейки в картер рулевого механизма и торцовым ключом «на 14» затяните его моментом 12 Н·м, затем от-верните винт на угол 30–60° и затяните контргайку винта моментом 50–70 Н·м. |
Затяните штуцер крепления питающего трубопровода системы указанным моментом и установите резиновую подушку на клей. |
Нанесите силиконовую смазку на место установки защитного чехла (в канавку) рулевой тяги. |
Установите на чехол новый хомут крепления. |
|
Установите чехол на место, не допуская его перекручивания. |
|
Заложите смазку в защитный чехол шарового шарнира рулевой тяги и на кромку чехла и закрепите чехол стопорным кольцом, заведя его в канавку шарнира (рисунок 5.58). |
Смазка А (см. рисунок 5.58) – POLE LUB GLY 801К или аналогичная. |
Смазка В SHOWA SUNLIGHT MB 2 или аналогичная. |
Полость и кромка защитного чехла – THREE BOND. |
Установите шаровой шарнир на рулевую тягу. |
Проверьте момент вращения приводной шестерни. |
Установка |
Установите рулевой механизм на место через правую сторону автомобиля. |
Закрепите рулевой механизм на подрамнике. |
Присоедините к рулевому механизму трубопровод высокого давления и сливной трубопровод. |
Поднимите подрамник домкратом и закрепите его на кузове. |
|
Закрепите шланг высокого давления и сливной трубопровод хомутом (рисунок 5.59). |
Установите задний кронштейн подвески коробки передач. |
Присоедините передний глушитель. |
Медленно опустите автомобиль. |
Присоедините рулевые тяги к поворотным кулакам. |
Установите колеса. |
Присоедините рулевой вал к рулевому механизму. |
Залейте рабочую жидкость в бачок гидроусилителя. |
Удалите воздух из системы гидроусилителя. |
Шланги и трубопроводы гидроусилителя |
|
Шланги и трубопроводы гидроусилителя показаны на рисунок 5.60. |
Снятие |
Установите автомобиль на подъемник. |
Слейте рабочую жидкость из системы гидроусилителя. |
Снимите передние колеса. |
Выбейте контровочный шплинт гайки и съемником выпрессуйте палец шарового шарнира наконечника рулевой тяги из поворотного кулака. |
В салоне отсоедините вал рулевого управления от рулевого механизма. |
Поднимите автомобиль. |
Снимите хомут крепления шланга высокого давления и отверните болт хомута крепления сливного шланга системы гидроусилителя. |
Отсоедините передний глушитель. |
Отверните болты крепления заднего кронштейна подвески коробки передач к подрамнику. |
Установите под подрамник домкрат для коробок передач и отверните четыре болта крепления подрамника. |
|
Отсоедините от рулевого механизма штуцера трубопровода высокого давления и сливного трубопровода (рисунок 5.61). |
|
Опустите автомобиль и отсоедините штуцер шланга высокого давления от насоса гидроусилителя (в случае снятия шланга высокого давления) (рисунок 5.62). |
|
Отсоедините шланг высокого давления (рисунок 5.63) и снимите его (в случае снятия шланга высокого давления). |
Снимите бачок стеклоомывателя и два хомута крепления сливного трубопровода и шланга (при снятии сливного трубопровода). |
Снимите зажим крепления сливного трубопровода, сливной трубопровод и шланг (при снятии сливного трубопровода и шланга). |
Отверните два болта крепления в верхней части переднего бампера (при снятии сливного трубопровода). |
|
Отверните болт (10 мм) зажима крепления сливного трубопровода (рисунок 5.64) (при снятии сливного трубопровода). |
Отсоедините от шланга со стороны бачка насоса гидроусилителя и снимите сливной трубопровод (при выполнении работ на сливном трубопроводе). |
Установка |
Установите автомобиль на подъемник. |
Вставьте сливной трубопровод в направлении от верхней части переднего бампера к его нижней части и заверните два болта крепления. |
Установите сливной трубопровод и шланг, заверните болт хомута крепления и установите бачок (при установке сливного трубопровода и шланга). |
|
Присоедините сливной трубопровод к шлангу со стороны бачка гидроусилителя и со стороны сливного трубопровода и шланга, закрепите его зажимами (рисунок 5.65) (при установке сливного трубопровода). |
Установите на место шланг и трубопровод высокого давления, присоедините их к насосу гидроусилителя (при установке шланга и трубопровода высокого давления). |
Поднимите автомобиль. |
Присоедините трубопровод высокого давления и сливной трубопровод к рулевому механизму. |
Установите под подрамник домкрат для коробок передач, вверните и затяните четыре болта крепления подрамника. |
Затяните болт хомута крепления трубопровода высокого давления и сливного трубопровода. |
Закрепите задний кронштейн подвески коробки передач к подрамнику |
Присоедините к двигателю передний глушитель. |
Опустите автомобиль. |
В салоне присоедините вал рулевого управления к рулевому механизму. |
Затяните два болта крепления в верхней части переднего бампера (при установке трубопровода). |
Присоедините наконечники рулевых тяг к поворотным кулакам. |
Установите передние колеса. |
Залейте рабочую жидкость в бачок насоса гидроусилителя. |
Проверка технического состояния |
Проверьте шланги на наличие трещин, перекручивая их руками. |
Убедитесь, что шланги не касаются других деталей. |
Заправка системы гидроусилителя рабочей жидкостью |
Залейте жидкость в бачок насоса гидроусилителя до метки «MAX». |
Домкратом поднимите переднюю часть автомобиля до вывешивания колес и поверните рулевое колесо от упора до упора пять-шесть раз со скоростью 13 мин-1, приводя в дей-ствие насос гидроусилителя, прокручивая двигатель стартером, но не запуская его. |
Пустите двигатель на холостом ходу и несколько раз поворачивайте рулевое колесо от упора до упора в обе стороны до тех пор, пока в жидкости в бачке не будет воздушных пузырьков. |
Заправка закончена, если жидкость не молочного цвета и ее уровень постоянно находится у метки «МАХ». |
|
Насос гидроусилителя рулевого управления |
|
Насос гидроусилителя показан на рисунок 5.66. Он обеспечивает давление и циркуляцию рабочей жидкости в системе. На автомобилях Hyundai Getz установлен пластинчатый насос гидроусилителя. Пластинчатые насосы получили наибольшее распространение в гидросистемах рулевого управления легковых автомобилей благодаря их высокому КПД и низкой чувствительности к износу рабочих поверхностей. Насос крепится на двигателе, его привод осуществляется ременной передачей от коленчатого вала. |
Снятие |
Отсоедините от насоса шланг высокого давления. |
|
Отсоедините всасывающий шланг от всасывающего трубопровода и слейте жидкость в приготовленную емкость (рисунок 5.67). |
|
Ослабьте затяжку регулировочного болта натяжения ремня привода насоса гидроусилителя (рисунок 5.68). |
Снимите ремень привода со шкива насоса гидроусилителя. |
Снимите насос гидроусилителя, отвернув болты крепления насоса и болт регулировки натяжения ремня привода. |
Снимите кронштейн насоса гидроусилителя. |
Разборка |
|
Отверните два болта крепления и снимите всасывающий патрубок и уплотнительное кольцо с корпуса насоса (рисунок 5.69). |
|
Снимите крышку насоса, отвернув четыре болта (рисунок 5.70). |
Снимите кулачковое кольцо. |
Щипцами снимите стопорное кольцо с вала ротора. |
Снимите ротор и лопатки. |
Снимите боковую крышку насоса. |
Выньте вал со шкивом из корпуса насоса. |
Выньте сальник из корпуса насоса. |
Выверните из корпуса насоса штуцер и выньте из штуцера регулировочный клапан и пружину клапана. |
Выньте из штуцера уплотнительное кольцо. |
|
Проверка технического состояния |
Проверьте длину пружины регулировочного клапана в свободном состоянии. |
Она должна составлять 36,5 мм. |
Убедитесь, что регулировочный клапан не погнут. |
Проверьте вал ротора на наличие износа и повреждений. |
Проверьте ремень привода на наличие износа и ухудшение свойств материала. |
Проверьте пазы ротора и лопаток на наличие слоистого абразивного износа. |
Проверьте поверхности контакта между кулачковым кольцом и лопатками на наличие слоистого абразивного износа. |
Сборка |
Установите в штуцер уплотнительное кольцо, пружину регулировочного клапана и сам регулировочный клапан. Заверните штуцер в корпус насоса. |
|
С помощью приспособления 09222-32100 запрессуйте сальник в корпус насоса (рисунок 5.71). |
Установите в корпус насоса вал ротора со шкивом. |
Проверьте лопатки ротора на наличие повреждений. |
Установите боковую крышку и ротор. |
Вставьте стопорный штифт в паз корпуса насоса и установите кулачковое кольцо. |
Установите ротор. |
|
Установите лопатки в ротор закругленными кромками наружу (рисунок 5.72). |
|
Щипцами закрепите ротор на валу стопорным кольцом (рисунок 5.73). |
Установите прокладку и крышку насоса. |
Установите всасывающий патрубок с уплотнительным кольцом. |
Установка |
Установите насос на кронштейн крепления, наденьте на шкив ремень привода и затяните болт регулировки натяжения ремня моментом 2,5–3,0 Н·м для автомобилей с двигателями рабочим объемом 1,3 л, моментом 3,5–5,0 Н·м для автомобилей с двигателями рабочим объемом 1,5 л. |
Присоедините всасывающий шланг. |
|
Присоедините к насосу шланг высокого давления. |
Восстановите до нормы уровень рабочей жидкости PSF-3 в бачке гидроусилителя. |
|
Удалите воздух из системы гидроусилителя. |
Проверьте давление нагнетания насоса гидроусилителя. |
Рулевое управление с электроусилителем |
|
Рулевое управление с электроусилителем показано на рисунок 5.74., |
Принцип действия электроусилителя рулевого управления |
Дополнительное усилие на рулевом колесе создается электродвигателем усилителя рулевого управления, действие которого не зависит от режима работы двигателя автомобиля. Управление электродвигателем осуществляется в зависимости от условий движения, благодаря чему обеспечивается более высокая, чем при использовании гидроусилителя, адаптивность степени усиления, снижается потребление энергии. Электроусилитель позволяет уменьшить загрязнение окружающей среды, так как в нем не используется жидкость, а отсутствие трубопроводов и шлангов гидросистемы в моторном отсеке позволяет уменьшить массу автомобиля. |
Датчик крутящего момента рулевого колеса, входящий в систему электроусилителя, преобразует изменение магнитного поля в сигнал тока в зависимости от разности угла поворота между входным и выходным валом при скручивании торсиона. |
Электроусилитель рулевого управления |
(ЭУРУ) расположен внутри салона и поэтому защищен от загрязнения, воздействия высоких температур (от двигателя в моторном отсеке) и негативного влияния окружающей среды. |
|
Указания по поиску неисправностей |
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
Поиск неисправностей электроусилителя рулевого управления |
ЭБУ электроусилителя рулевого управления записывает в память и отображает возникающие неисправности (табл. 5.1). Прежде чем приступить к поиску неисправностей ЭУРУ, проверьте электропитание усилителя. |
Таблица 5.1 |
Коды неисправностей (при использовании прибора HI-SCAN) |
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
При исправной системе контрольная лампа ЭУРУ загорается при включении зажигания и гаснет после пуска двигателя. При появлении неисправности контрольная лампа ЭУРУ продолжает гореть и после пуска двигателя, но если неисправность уже возникла до пуска двигателя, то лампа гореть не будет. |
Контрольная лампа ЭУРУ загорается при следующих условиях: |
– скорость движения автомобиля не более 1 км/ч, частота вращения коленчатого вала не менее 2500 мин-1 в течение более 20 с; |
– частота вращения коленчатого вала не более 400 мин-1, скорость движения не менее 50 км/ч в течение более 21 с. |
Аварийные режимы работы электроусилителя рулевого управления описаны в табл. 5.2. |
Таблица 5.2 |
Аварийные режимы работы электроусилителя рулевого управления |
Рулевое управление
Неисправности
Проверка рулевой
Свободный ход руля
Проверка угла поворота
Крутящий момент цапфы
Усилие поворота
Возврат руля
Натяжение ремня привода
Уровень жидкости
Замена жидкости
Прокачка гидравлики
Давление жидкости
Рулевой механизм
Рулевая колонка
Рулевая передача
Рулевая передача II
Рулевой вал
Шланги усилителя
Заполнение жидкостью
Насос усилителя
EPS