hyundai getz

Резиновые муфты в автомобилях

Резинотканевые или резинометаллические муфты служат для гибкого соединения двух валов (рис. 414). В транспортных средствах они применяются для передачи вращения от двигателя через приводной вал на задние, а в некоторых случаях и на передние колеса и при сопряжении валов во вспомогательных устройствах [45]. Предельные характеристики муфт, выпускаемых промышленностью, приведены в табл. 61.

Рис. 414. Схема несоосности валов [611

Резинотканевые муфты (рис. 415)—это многослойные конструкции, выполненные в виде кольца из хлопковой прорезиненной ткани. Для передачи мощности при относительно большом угле отклонения осей валов используется диск большого диаметра и малой толщины. Неармированные резинотканевые муфты могут эксплуатироваться лишь при небольших нагрузках.

233

Большие вращающие моменты способны передавать муфты, армированные, например, стальными тросиками (рис. 416—418), основные данные которых приведены в табл. 62 и 63. Допустимые

Рис. 415. Резинотканевая муфта

Рис. 416. Армированная одноканатная муфта [45]

углы перекоса осей для муфт этого типа находятся в пределах ±3° при эксплуатации и ±5° в критических ситуациях.

Допустимая величина смещения осей сопрягаемых элементов составляет 0,5 мм. Чтобы получить смещение не более этой вели-

Рис. 417. Обозначения основных размеров армированной одноканатной муфты [45]

Таблица 61 Предельные характеристики резиновых муфт [70]

Параметры

Значение

Наибольший номинальный вращающий момент при частоте вращения п = 11,7 с-1, МН-м

0,6

Наименьший номинальный вращающий момент при частоте вращения п — 170 с-1, Н-м Наибольшая осевая

7

30

деформация лгтах, мм

Наибольшая радиальная деформация утах, мм

20

8

20

чины, используют конструкцию, изображенную на рис. 419, которая одновременно обеспечивает соосную посадку диска сцепления.

234

Допустимая окружная скорость муфты не более 30 м/с. Армированные резинотканевые муфты используют для гибкого соединения приводных валов в автомобилях (рис. 419—421).

Рис. 418. Армированная двухканатная муфта [45]

Резинометаллические пластинчатые муфты изображены на рис. 422 и 423. Их характеристики приведены в табл. 64.

Резинометаллические муфты V изображены на рис. 424. Резиновая прокладка имеет V-образную форму, для того чтобы на-

Таблица 62

Характеристики армированных одноканатных муфт «Косид» [45]

Внешний диаметр D, мм

Средний диаметр DXt мм

Внутренний диаметр мм

Расстояние между отверстиями

Диаметр

отверстий dlt мм

Толщина, мм

Максимальный крутящий момент Мтах' МН.м

а, мм

Ь, мм

145

105

45

35,2

45

10

14

0,9

167

120

52

41,8

50

12

17,5

2,2

198

144

70

50,1

60

16

19,5

4,68

226

164

82

55,4

70

18

21

7,5

247.

184

92

60,6

80

20

21

9,05

266

198

100

61,0

90

22

23,5

13,5

287

216

100

64,6

100

24

23,5

17,8

пряжения, возникающие в ней в результате перекоса, осевого смещения или биения валиков, распределялись равномерно по всему сечению. Благодаря этому муфты V при сравнительно небольших вращающих моментах компенсируют даже крупные ошибки, допущенные при установке валов. Муфты этого типа находят применение в приводах вспомогательных агрегатов.

Таблиц а 63

Характеристики армированных двухкгнатных муфт «Косид» [45]

Внешний диаметр £>, мм

Средний диаметр Dlt мм

Внутренний диаметр d, мм

Расстояние между отверстиями с, мм

Диаметр

отверстий di, мм

Толщина, мм

Максимальный вращающий момент

* Мщах»

МН.м

131

90

40

45

10

22

1,8

147

100

44

50

12

26

3,5

173

120

55

60

16

30

7,0

193

140

65

70

18

33

10,5

222

160

75

80

20

33

14,0

244

180

95

90

22

37

21,0

270

200

102

100

24

37

29,0

290

220

122

110

24

37

40,0

365

260

115

130

40

42

60,0

445

340

200

130,1

40

42

110,0

Резинометаллические кольцевые муфты изображены на рис. 425 и 426, а их характеристики приведены в табл. 66. Данные

Рис. 419. Резинотканевая армированная муфта с центровкой и ограничителем осевого перемещения [45]

табл. 64—66 относятся к муфтам, изготовленным из резины с твердостью HSh 50 и могут быть скорректированы, если используется резина с другой твердостью.

Рис. 420. Резинотканевая армированная муфта для соединения приводного вала с задним мостом [45 ]

Рис. 421. Резинотканевая армированная муфта для соединения приводного вала с коробкой скоростей [46]

Рис. 422. Резинометаллические пластинчатые муфты

Резинометаллические конические муфты (рис. 427 и 428) предназначены прежде всего для гашения колебаний крутящих моментов приводных валов и могут работать при частоте вращения

Pt:c. 423. Резинометал-лическая пластинчатая муфта модификации D [591

не более 133 с"1. Они обладают большой осевой и радиальной жесткостью при малом сопротивлении кручению.

Муфта состоит из трех конических элементов с общей осью, к которым привулканизованы два слоя резины.

Таблица 64

Характеристики пластинчатых муфт [59]

Мадификация (рис. 422)

Основные размеры, мм

Сопротивление кручению при нагрузке, МН. м/град

Максимальная частота вращения, мин-1

Максимальный крутящий момент Мтах, кН-м

А

в

С

Е

F

G

н

статической

динамической

А

40

230

2

2

М8

60

0,45

0,5

2300

0,52

А

35

155

2

2

М8

60

0,097

0,107

3600

0,165

В

372

518

613

6,8

4,8

77

11,0

12,0

1000

6,0

в

372

480

543

6,8

4,8

50,8

9,7

10,5

1200

3,5

с .

80

250

3

3

м10

44,4

1,0

1,1

2300

10,8

D

345

370

145

160

100

55

3,8

4,2

1700

2,3

D

275

310

115

135

80

45

2,3

2,5

2000

1,35

D

185

180

75

60

40

35

0,345

0,38

3000

2,6

В зависимости от свойств резины и размеров муфты этого типа могут эксплуатироваться при нагрузках до 10 ООО Н-м, выдерживая сопротивление кручению, равное 5—10 МН-м/град.

Размеры муфт всех типов зависят от передаваемого крутящего момента М, кгс-м: М — 716 N/щ М = 974 N/n, где N — мощность, кВ; п — частота вращения, мин-1.

Рис. 424.[Резинометаллические муфты V

Рис. 425. Основные размеры резинометаллических кольцевых муфт [58]

Рис. 426. Кольцевые муфты [58]

Таблица 65

Характеристики муфт V [58, 59]

Модификация (рис. 424)

Основные размеры, мм

Сопротивление кручению при нагрузке, МН-м/град

Максимальный крутящий момент ^ шах» МН-м

А

В

С

D

Е

F

G

н

А

50

90

65

4,3

Мб

30

0,046 .

0,4

А

46,5

90

65

4,3

М8

48

_

0,040

0,36

В

74,5

3

3

21,5

0,036

0,22

В

60

3

3

21,5

0,019

0,11

С

14

38

0,0007

0,0015

с

30

50

0,001

0,018

с

40

70

0,0018

0,042

D

0,20

0,75

Таблица 66

Характеристики кольцевых муфт [58, 59]

Модификация (рис. 425)

Основные размеры, мм

Сопротивление кручению при нагрузке, МН-м/град

Максимальный крутящий момент шах» МН-м

А

В

С

D

Е

F

G

статической

динамической

А В В В С С С D D

100 48 78 68 30 54,5 186 143 143

380 136 188 188 80 140 380 235 270

170 51,5 51,5 51,5 58,5 52 56 41 43

150 22,5 22,5 28 46 52 52 29,5 29,5

370 125 125 125 65 104 270 199 199

8 8 8 12 5 3

3,5 3,5

8 8 8

2,5 2,5

40,0 0,036 0,160 0,095 0,030 0,130 1,50 0,70 0,70

45,0 0,040 0,175 0,105 0,033 0,140 1,70 0,80 0,80

170 0,30 1,80 1,30 0,352 1,10 13,0 4,70 4,70

Рис. 427. Конструкции резинометаллических втулочных конических муфт

Максимальный передаваемый крутящий момент зависит от типа ведущего и ведомого устройств. Рассчитывают его, умножая значение крутящего момента М на коэффициент Dx или D.2} определяемый экспериментально,

мт ах = M(D1 + D2),

Рис. 428. Резинометаллические втулочные конические муфты

где Мmах — максимальный крутящий момент, который может передаваться через резиновые элементы муфты. Его величины для муфт «Мегуластик» приведены в табл. 64—66.

Таблица 67

Коэффициент Di

Вид двигателя

D2

Электрический

0

Паровой

1,5

Карбюраторный много-цилиндровый

2

Карбюраторный одноцилиндровый

2,5

Дизельный

3

Таблица 68

Коэффициент D2

Вид приемника вращающего момента

d2

Воздуходувки, генера

1,25

торы

Центробежные помпы

1,5

Компрессоры и многоци

2

линдровые помпы

Малые одноцилиндровые

3

помпы ^

Подъемники, лебедки,

4

одноцилиндровые помпы

Для муфт с резинотканевыми дисками сцепления принимается

D1 + D% = 4.

Значения коэффициентов DA и D2 для резинометаллических муфт приведены в табл. 67 и 68.

Ходовая часть
Неисправности ходовой части
Передняя подвеска
Стойка передней подвески
Нижний рычаг
Передний стабилизатор
Подмоторная рама
Задняя подвеска
Стойка задней подвески
Амортизатор
Пружина задней подвески
Передние колеса
Износ шин
Проверка биения колес
Затягивание гаек колеса
Перестановка колес
Увод и неустойчивость