hyundai getz

Буфера

Резиновые буфера служат для смягчения ударов. Характеристика деформации резины при сжатии используется здесь в полной мере. Стремительному росту деформаций сопутствует постепенно нарастающая нагрузка, причем резиновый буфер становится тем жестче, чем сильнее он деформируется.

Типовые буфера для кузовов показаны на рис. 401, а для шасси — на рис. 402. Основные размеры буферов для кузовов приведены в табл. 56.

Характеристика круглых буферов «Мегуластик» (рис. 403) дана в табл. 57. Габариты круглых буферов выбирают так, чтобы

максимальная деформация резины под влиянием динамической нагрузки не превышала допустимых пределов [103, 127, 128].

Деформацию резинового буфера, нагруженного вертикальной динамической силой (рис. 404), рассчитывают [58] по следующей формуле:

где / — деформация буфера под воздействием динамической нагрузки, см; К— высота падения груза G на буфер, см; G — масса груза, падающего на буфер, кг; сдин — динамическая жесткость 6v(beoa, кгс/см, причем— макси

мальное "допустимое сжатие буфера, Н, приведенное в табл. 57; fd — деформация буфера при сжатии силой Pd> приведенная в табл. 57; а — коэффициент коррекции для динамических нагрузок, приведенный в табл. 58.

Значенияприведенные в табл. 57, относятся к буферам

из резины с твердостью HSh 60. Когда необходимо использовать резину с другой твердостью, выбирают соответствующий этой твердости поправочный коэффициент из табл. 58. Полученная деформация буфера не должна превышать 25% высоты резины.

Таблица 56

Основные размеры круглых буферов для кузовов, мм

D

h

dx

d

Dt

25

10 15 20

8

4

15

5

30

25

18

6

30

22

40

20 25 30

12

5

30

10

Рис. 403. Обозначения основных размеров буферов «Мегуластик» [58]

Деформацию резинового буфера (в см), нагруженного динамической горизонтальной силой (рис. 405), рассчитывают по следующей формуле:

где V — скорость ударяющей массы при встрече с преградой, см/с; g — ускорение силы тяжести 981 см/с2.

Таблица 57

Характеристика круглых буферов [58]

Размеры, мм

Нагрузка сжатия, Н

Деформация, см

D

н

S

G

1

d nax

t

Pd шах

fd

16

4

1

М4

10

370

0,3

15

13

1

М4

15

4

70

1,2

15

6

1

М4

15

110

0,5

15

30

М4

15

70

2,8

20

16

1,5

Мб

18,5

5,8

130

1,5

26

18,0

1,5

Мб

22

270

1,5

26

18,0

1,5

Мб

10

270

1,5

30

16

2

М8

13

370

1,4

30

26

2

М8

23

7,4

330

2,4

35

40

2

М8

23

520

3,8

40

26

2,5

М10

27,5

2,8

10,0

740

2,4

40

30

2,5

М8

22,5

7,9

700

2,8

45

45

2,5

М12

25,5

760

50

36

2,5

М10

27,5

2,8

10,0

1 000

3,4

50

12

2,5

М10

27,5

3 500

1,0

50

21

2,5

М10

27,5

2,8

10,0

1 400

1,9

70

55

3

М12

37

3,8

10,5

2 750

5,2

75

20

3

М12

37

3,8

10,5

4 000

1,7

75

30

3

М12

37

3,8

10,5

3 200

2,7

75

45

3

М12

37

3,8

10,5

2 400

4,2

100

56

4

М16

46

4,2

3 100

4,6

100

69

4

М16

46

4,2

15,8

4 300

6,5

160

65

4

М16

46

4,2

15,8

14 000

6,1

200

45

6

М16

44

15,8

35 000

3,9

Рис. 405. Буфер, нагруженный горизонтальной динамической силой [58]

Рис. 404. Буфер, нагруженный вертикальной динамической силой [58]

Рис. 406. Бампер шведского легкового автомобиля СААБ (длина около 2 м, масса резины около 4 кг)

Рис. 407. Бампер шведского легкового автомобиля ВОЛВО

Деформация при горизонтальном ударе не должна превышать значений, приведенных для fd в табл. 57, больше чем на 50%.

Все чаще в легковых автомобилях используют передние и задние бамперы из резины (рис. 406 и 407) [11—15, 23, 135]. Например, фирма «Форд» применяет бамперы из натурального каучука, другие фирмы используют синтетические каучуки. Внедрение бамперов этого типа ведет к большей безопасности автомобильного движения. Исследования, проведенные по инициативе американских страховых фирм, показали, что в США компенсации,

выплаченные за мелкие травмы, полученные в дорожных происшествиях, поглощают миллиарды долларов. Та же ситуация существует везде, где наблюдается интенсивное дорожное движение. Мелкие травмы возникают обычно, когда происшествие происходит при небольшой скорости автомашины.

Чтобы повысить безопасность движения, в 1973 г. в США введены правила безопасности MVSS215, согласно которым при ударе легкового автомобиля, едущего со скоростью 2,2 м/с (8 км/ч), о неподвижное препятствие не должно нарушаться функционирование рулевого устройства, тормозов, привода, подвески, топливной системы, систем выпуска выхлопных газов и охлаждения.

Работоспособность должны сохранить также осветительные устройства, указатели поворота, капот, крыша багажника, дверцы. Предполагается, что вскоре эти требования будут ужесточены, поскольку критическая скорость в момент столкновения должна возрасти до 4,4 м/с (16 км/ч).

Автомобильные фирмы Европы, особенно занимающиеся экспортом своей продукции в США, стремятся к тому, чтобы их машины также отвечали этим требованиям. Этого можно добиться, умело сконструировав резиновые бамперы. Часто они представляют* собой многокамерные балки из резины с HSh 70—90, закрепленные на крепежных стальных балках.

Резина, используемая для производства этих бамперов безопасности, должна отличаться высокой стойкостью к старению и незначительным изменением эластичности в диапазоне температур от —40 до +80° С.

Ожидается, что в недалеком будущем бамперы займут второе место после шин по использованию резины на их изготовление в транспортных средствах.

Таблица 58

Поправочные коэффициенты при выборе круглых буферов [58]

HSh

Поправочный коэффициент при нагрузках

статических

динамических

40

0,40

0,45

45

0,5

0,66

50

0,62

0,82

55

0,8

1,1

60

1,0

1,5

65

1,2

1,8

70

1,6

2,0

75

1,8

2,2

80

2,1

2,8

Ходовая часть
Неисправности ходовой части
Передняя подвеска
Стойка передней подвески
Нижний рычаг
Передний стабилизатор
Подмоторная рама
Задняя подвеска
Стойка задней подвески
Амортизатор
Пружина задней подвески
Передние колеса
Износ шин
Проверка биения колес
Затягивание гаек колеса
Перестановка колес
Увод и неустойчивость