Особенности устройства системы смазки
Система смазки комбинированная: разбрызгиванием и под давлением. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, опоры распределительных валов. Система состоит из масляного картера, шестеренчатого масляного насоса с маслоприемником, полнопоточного масляного фильтра, датчика давления масла и масляных клапанов. |
Масляный насос забирает масло из масляного поддона двигателя и подает его в масляный фильтр. Со стороны нагнетания масляного насоса находится перепускной клапан. При слишком высоком давлении масла клапан открывается и часть масла стекает обратно в поддон двигателя. |
Через середину фильтрующего элемента масляного фильтра чистое масло поступает в главную масляную магистраль. При засорении фильтра обводной клапан, расположенный в корпусе масляного фильтра, подает неотфильтрованное масло непосредственно в главную масляную магистраль. В патрубке масляного фильтра находится обратный клапан, который препятствует опустошению масляных каналов и гидравлических толкателей клапанов двигателя. От главной масляной магистрали отходят каналы для смазки подшипников коленчатого вала. Через наклонные отверстия в коленчатом валу масло подается к шатунным подшипникам, а оттуда распыляется на поршневые пальцы и цилиндры. Одновременно по восходящим каналам масло подается в головку блока цилиндров и обеспечивает смазку подшипников распределительного вала и работу гидравлических толкателей. |
Расход масла |
Говоря о расходе масла в двигателе внутреннего сгорания, подразумеваем только то его количество, которое расходуется при сгорании (расход на угар). Ни в коем случае не следует путать расход масла с потерей масла из-за негерметичности масляного поддона, крышки головки блока цилиндров и пр. Нормальный расход масла возникает вследствие сгорания небольшого количества в цилиндрах, а также из-за отвода остатков сгорания и частиц продуктов износа. Масло стареет под действием высокой температуры и давления в цилиндрах двигателя. На расход масла оказывают большое влияние и внешние факторы, такие как манера вождения, а также точность изготовления деталей двигателя. |
Максимально допустимый при эксплуатации расход масла может составлять 1 л на 1000 км пробега. |
По достижении метки «MIN» обязательно надо доливать масло (объем доливаемого масла не должен превышать 1 л). |
Выбор масла для системы смазки двигателя |
Для смазки двигателей автомобилей Hyundai применяется всесезонное масло. Его можно использовать как в зимнее, так и в летнее время. Основой всесезонных масел являются жидкие сезонные масла (например, класса вязкости 15W). За счет так называемых загустителей масло стабилизируется в горячем состоянии, поэтому для каждого состояния обеспечиваются необходимые смазочные свойства. Буква «W» по классификации SAE указывает на то, что данное масло может использоваться зимой. |
Легкоходные масла представляют собой всесезонные масла с антифрикционными присадками, при их применении возможна экономия топлива до 2%. Легкоходные масла имеют низкую вязкость (например, 10W-30). Они требуют специальной основы (синтетические масла). |
Рекомендуемый класс качества масла по API – не ниже SG или SH. |
Рекомендуемый класс вязкости масла по SAE – в зависимости от ожидаемой температуры окружающего воздуха до следующей замены масла. |
Проверка уровня масла |
Установите автомобиль на ровной горизонтальной площадке. |
Пустите и прогрейте двигатель. |
|
Остановите двигатель, подождите 2–3 мин и проверьте уровень масла. |
Уровень масла должен находиться между метками маслоизмерительного щупа. При снижении уровня ниже метки «L» долейте масло до метки «F». |
Убедитесь, что масло чистое, без примесей охлаждающей жидкости или бензина и имеет требуемую вязкость. |
|
Замена масла в двигателе |
Пустите и прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры. |
Остановите двигатель. |
|
Снимите пробку маслоналивной горловины, отверните пробку маслосливного отверстия (на масляном поддоне), как показано на рисунок 2.127, и слейте масло из двигателя. |
Заверните пробку и затяните ее моментом 35–45 Н·м. |
Залейте в двигатель свежее масло через наливную горловину. |
Установите пробку маслоналивной горловины. |
Пустите двигатель и дайте ему поработать. |
Остановите двигатель, проверьте уровень масла и при необходимости восстановите его до нормы. |
Вместимость системы смазки двигателя, л: |
рабочий объем 1,1 л: |
2,8 (без замены масляного фильтра); |
3,1 (с заменой масляного фильтра) |
рабочий объем 1,3; 1,5 и 1,6 л: |
3,0 (без замены масляного фильтра); |
3,3 (с заменой масляного фильтра) |
Замена масляного фильтра |
Все двигатели Hyundai оборудуют съемными масляными фильтрами высокого качества, которые рекомендуется использовать для замены на всех автомобилях. Имеющиеся в продаже фильтры различны по качеству. Для обеспечения эффективного технического обслуживания следует использовать только фильтры высокого качества. Перед установкой нового фильтра удалите с привалочной поверхности блока цилиндров остатки резиновой прокладки старого фильтра. |
Отверните масляный фильтр с помощью специального ключа. |
|
Нанесите чистое моторное масло на резиновую прокладку нового фильтра (рисунок 2.128). |
|
Заверните масляный фильтр и затяните его моментом 12–16 Н·м (рисунок 2.129). |
Пустите двигатель и убедитесь в отсутствии утечек масла. |
Остановите двигатель, проверьте уровень масла и при необходимости доведите его до нормы. |
Автомобили с двигателями рабочим объемом 1,1 и 1,3 л |
|
Элементы системы смазки двигателя рабочим объемом 1,3 л показаны на рисунок 2.130, двигателя рабочим объемом 1,1 л – на рисунок 2.131. |
Масляный насос |
Снятие |
Снимите ремень привода газораспределительного механизма. |
Отверните болты крепления масляного картера. |
Снимите масляный картер. |
Снимите маслоприемник масляного насоса. |
Снимите переднюю крышку блока цилиндров (корпус масляного насоса) в сборе. |
Снимите крышку масляного насоса. |
|
Выньте ведущую и ведомую шестерни из передней крышки блока цилиндров (рисунок 2.132). На ведущую и ведомую шестерни нанесены установочные метки (см. рисунок 2.132). |
Отверните пробку редукционного клапана, выньте пружину и плунжер клапана. |
Проверка технического состояния |
Проверьте масляный картер на наличие повреждений или трещин и при необходимости замените его. |
Проверьте маслоприемник на наличие поломок, повреждений или трещин и при необходимости замените его. |
Проверьте поверхности контакта корпуса и шестерен масляного насоса на отсутствие износа (особенно ступенчатого). |
Проверьте зубья шестерен на отсутствие износа или повреждений. |
|
Проверьте зазор между наружным диаметром ведомой шестерни и гнездом ведомой шестерни в корпусе насоса (рисунок 2.133). |
Радиальный зазор между наружным диаметром и гнездом ведомой шестерни в корпусе насоса, мм: |
двигатели рабочим объемом 1,3 л......0,12–0,18 |
двигатели рабочим объемом 1,1 л......0,10–0,18 |
|
Проверьте зазор между зубьями шестерен (рисунок 2.134). |
Номинальный зазор между зубьями шестерен, мм: |
двигатели рабочим объемом 1,3 л......0,025–0,069 |
двигатели рабочим объемом 1,1 л......0,06–0,18 |
|
Проверьте зазор между торцом ведомой шестерни и плоскостью корпуса насоса (рисунок 2.135). |
Номинальный зазор между торцом ведомой шестерни и плоскостью корпуса насоса, мм: |
двигатели рабочим объемом 1,3 л.....0,04–0,087 |
двигатели рабочим объемом 1,1 л.....0,04–0,095 |
Сборка и установка |
|
Установите в переднюю крышку блока цилиндров (корпус масляного насоса) ведущую и ведомую шестерни, следя за их правильным расположением по меткам, как показано на рисунок 2.136. |
Установите крышку масляного насоса и |
затяните болты крепления моментом |
8–12 Н·м. После затяжки болтов проверьте плавность вращения шестерен насоса. |
Установите плунжер и пружину редукционного клапана, нанесите моторное масло на плунжер. Затяните пробку клапана указанным моментом. |
Момент затяжки пробки редукционного клапана масляного насоса, Н·м: |
двигатели рабочим объемом 1,3 л.....40–50 |
двигатели рабочим объемом 1,1 л.....20–30 |
Проверьте рабочие кромки сальника коленчатого вала на отсутствие износа, коробления или повреждения. |
Проверьте, не ослаблена ли пружина сальника. |
|
Установите оправку (или отрезок трубы подходящего диаметра) для запрессовки переднего сальника коленчатого вала на носок коленчатого вала. Нанесите моторное масло на наружную поверхность оправки и надвиньте усилием руки новый сальник по носку вала до соприкосновения с передней крышкой блока цилиндров (рисунок 2.137). Всегда устанавливайте только новый сальник. |
|
Запрессуйте сальник оправкой (рисунок 2.138). |
Установите зубчатый шкив коленчатого вала, ремень привода газораспределительного механизма и шкив коленчатого вала. |
Установите маслоприемник. |
Очистите привалочные поверхности масляного картера и блока цилиндров. |
|
Нанесите герметик в паз фланца масляного картера, как показано на рисунок 2.139. |
|
Установите масляный картер и затяните болты его крепления моментом 6–8 Н·м. |
Датчик контрольной лампы давления масла |
Проверка |
|
Проверьте наличие электрической цепи между выводом и корпусом датчика (рисунок 2.140). При наличии обрыва цепи замените датчик. |
|
Проверьте наличие электрической цепи между выводом и корпусом датчика при нажатии на чувствительный элемент датчика (рисунок 2.141). Если при нажатии на чувствительный элемент цепь не размыкается, замените датчик. |
Создайте в датчике разрежение 50 кПа через отверстие для подвода масла. Если при этом электрическая цепь между выводом и корпусом датчика отсутствует, то датчик исправен. |
Убедитесь в герметичности датчика. Наличие утечки указывает на обрыв диафрагмы датчика. Датчик с поврежденной диафрагмой замените. |
Автомобили с двигателями рабочим объемом 1,5 и 1,6 л |
|
Элементы системы смазки двигателей рабочим объемом 1,5 и 1,6 л показаны на рисунок 2.142. |
Масляный насос |
Снятие |
Снимите ремень привода газораспределительного механизма. |
Отверните болты крепления масляного картера. |
Снимите масляный картер. |
Снимите маслоприемник масляного насоса. |
|
Снимите переднюю крышку блока цилиндров (корпус масляного насоса) в сборе (рисунок 2.143). |
Выньте ведущую и ведомую шестерни из передней крышки блока цилиндров. На ведущую и ведомую шестерни нанесены метки. |
Проверка технического состояния |
Проверьте переднюю крышку блока цилиндров на отсутствие трещин или повреждений и при необходимости замените её. |
Проверьте передний сальник коленчатого вала на отсутствие износа или повреждения рабочих кромок. |
Проверьте масляный картер на отсутствие поломок, повреждений или трещин и при необходимости замените его. |
Проверьте маслоприемник на отсутствие поломок, повреждений или трещин и при необходимости замените его. |
Проверьте поверхности контакта корпуса масляного насоса с шестернями насоса на отсутствие повреждений или износа. |
Проверьте зубья шестерен на отсутствие износа или повреждений. |
|
Проверьте зазор между наружным диаметром ведомой шестерни и гнездом в корпусе насоса (рисунок 2.144). |
Радиальный зазор между наружным диаметром ведомой шестерни и гнездом в корпусе насоса должен составлять 0,120–0,185 мм. |
Зазор между зубьями шестерен должен быть 0,025–0,069 мм. |
Зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса насоса, мм: |
ведомая шестерня.....0,04–0,09 |
ведущая шестерня.....0,040–0,085 |
|
Проверьте зазор между зубьями шестерен насоса (рисунок 2.145). |
|
Проверьте зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса насоса (рисунок 2.146). |
Проверьте легкость перемещения плунжера редукционного клапана в гнезде корпуса насоса. |
Проверьте пружину редукционного клапана на отсутствие деформации и поломки витков. |
Длина пружины редукционного клапана, мм: |
в свободном состоянии.....46,6 |
под нагрузкой 6,1 кгс..... 40,1 |
Сборка и установка |
Установите в переднюю крышку блока цилиндров (корпус масляного насоса) ведущую и ведомую шестерни, следя за их правильным расположением по меткам. |
Установите крышку масляного насоса и затяните болты крепления моментом 8–12 Н·м. После затяжки болтов проверьте плавность вращения шестерен насоса. |
Установите плунжер и пружину редукционного клапана, предварительно покрыв плунжер моторным маслом. Затяните пробку редукционного клапана моментом 40–50 Н·м. |
|
Установите переднюю крышку блока цилиндров с новой прокладкой и затяните болты крепления (рисунок 2.147) моментом 20–27 Н·м. |
Длина болтов (см. рисунок 2.147), мм: |
А....... 30 |
В....... 45 |
С....... 60 |
D....... 22 |
|
Запрессуйте оправкой сальник в отверстие передней крышки блока цилиндров (рисунок 2.148). |
Установите маслоприемник. |
Очистите обе стороны прокладки масляного картера и привалочную поверхность блока цилиндров. |
|
Нанесите герметик в канавку фланца масляного картера (рисунок 2.149). |
Установите масляный картер и затяните болты его крепления моментом 10–12 Н·м. |
|
Датчик контрольной лампы давления масла |
|
Датчик контрольной лампы давления масла показан на рисунок 2.150. |
Проверка |
|
Проверьте омметром наличие электрической цепи между выводом и корпусом датчика (рисунок 2.151). При наличии обрыва цепи замените датчик. |
|
Проверьте наличие электрической цепи между выводом и корпусом датчика при нажатии на чувствительный элемент датчика (рисунок 2.152). Если при нажатии на чувствительный элемент цепь не размыкается, замените датчик. |
Создайте в датчике разрежение величиной 50 кПа через отверстие для подвода масла. Если при этом электрической цепи между выводом и корпусом датчика нет, то датчик исправен. |
Убедитесь в герметичности датчика. Наличие утечки указывает на обрыв диафрагмы датчика. Датчик с поврежденной диафрагмой замените. |
Что нужно знать при замене масла |
Во-первых, рекомендуется не только дать старому маслу полностью стечь, но и провернуть коленчатый вал двигателя на 5–7 оборотов, чтобы удалить оставшееся масло из масляных магистралей. Полезно также промыть двигатель (для этой цели применяют специальное масло для промывки) в течение 20–25 мин, при этом двигатель должен работать в режиме холостого хода. |
Меняя масло, всегда следует заменять и фильтр. Старый, хоть и промытый, будет «как ложка дегтя в бочке меда». |
Масло следует менять в закрытом помещении, где нет пыли и ветра. |
При проверке уровня масла в картере двигателя тряпка, которой протирают маслоизмерительный щуп, должна быть чистой. Даже, казалось бы, незначительные частицы пыли, попавшие в двигатель, заметно сокращают срок его службы. |
При замене масла меняют и прокладку пробки сливного отверстия в масляном поддоне двигателя, а также корпуса масляного фильтра (если он установлен). Прокладка входит в комплект масляного фильтра. |
После замены масла полезно зафиксировать пробег автомобиля, дату замены, марку масла, чтобы при последующей его замене либо доливке было меньше проблем. |
Не следует бояться того, что масло потемнеет уже после 1000 км пробега. Это свидетельствует лишь о том, что оно «работает» правильно – удерживает в себе нагар и моет поверхности деталей. |
Система смазки
Особенности устройства
Выбор моторного масла
Проверка уровня масла
Замена моторного масла
Маслянный фильтр
Маслянный насос SOHC
Маслянный насос DOHC
Датчик давления масла
Система охлаждения
Техничечкие данные
Проверка герметичности
Замена охл. жидкости
Плотность охл. жидкости
Трубки и шланги
Водяной насос
Радиатор
Крышка радиатора
Термостат
Система питания
Топливная система
Поиск неисправностей
Управление двигателем (ECM)
Вращение холостого хода
Топливный насос
Проверка давления
Замена фильтра и насоса
Двухходовой клапан
Система впрыска MFI
Контрольная лампа (MIL)
Датчик давления (MAP)
Датчик температуры (IAT)
Датчик t жидкости (ECT)
Датчик заслонки (TP)
Датчик положения вала (CMP)
Датчик угла поворота (CKP)
Датчик кислорода (HO2S)
Топливные форсунки
Модулятор управления (ISC)
Датчик скорости (VSS)
Датчик детонации (KS)
Реле кондиционера
Электромагнитный клапан (PCSV)
Реле питания
Катушка зажигания
Датчик ускорения (APS)
Топливная магистраль
Дроссельный узел
Топливный бак
Педаль, трос акселератора
Выхлопная система
Система снижения токсичности ОГ
Система вентиляции картера
Клапан вентиляции (PCV)
Пары топлива
Электромагнитный клапан
Канистра с углем
Снижение токсичности
Зажигание
Катушки зажигания
Замок зажигания
Свечи зажигания
Замена свечей (видео)
Высоковольтные провода